Ваш регион:    
  

  
 
 
Как это делалось при Сталине

Общественные дискуссии по большим проектам: тогда и сейчас

Знамение нынешнего времени в РФ: все реформы и проекты разрабатываются келейно, подковерно. Силами тупых бело-сине-красных чинуш, «пильщиков» и лукавых лоббистов. Примеры: и «армейская реформа», и страсти по тому, как РФ удержать свои полярные владения, унаследованные от СССР.

Что ж, давайте посмотрим, как действовал в аналогичных ситуациях Иосиф Сталин. Возьмем только один пример: арктический.

ЗАМЫСЕЛ

До 1937 года люди бывали на Северном полюсе эпизодически. То доходили до него на собачьих упряжках, то пролетали над ним на воздушных кораблях. Русские же задумали создать дрейфующую научную станцию. Первым предложил такую инновацию – еще в 1929-м – выдающийся русско-советский полярник Владимир Юльевич Визе. Делая доклад на заседании Арктической комиссии Совнаркома (правительства) СССР, он обосновал необходимость организации научных станций на дрейфующих льдах Центральной Арктики с помощью самолетов. Он предлагал высадить на лед такую станцию в 1932 г., во время проведения Второго Международного полярного года.

Идея Визе оказалась подхваченной Сталиным. Действительно, тогда Арктический бассейн громадной площадью около шести миллионов квадратных километров оставался практически неизученным «белым пятном». Тогда Акрктический бассейн называли «кухней погоды». Метео- и геофизические наблюдения здесь давали возможность прогнозировать погоду в стране, держа таким образом нити управления народным хозяйством, мореплаванием, радиосвязью и аэронавигацией. Горячим сторонником проекта стал академик Отто Юльевич Шмидт. В стране развернулась широкая общественная дискуссия: как организовать полярную станцию? Да-да, в тоталитарном СССР по сему поводу шла самая оживленная дискуссия в газетах. Не все решалось келейно, счиновничьи хотением, в закрытых кабинетах. Вот что пишет по этому поводу А.Шумилов («Жизнь на льдине», журнал «Знание-сила», № 8, 1997 г.)

«…Необходимость изучения приполюсного района диктовалась и научными, и практическими потребностями. Не имея сведений о погоде Центральной Арктики, невозможно было дать точный метеорологический прогноз или предсказать ледовые условия на трассе Северного морского пути. О дрейфующей станции в Центральной Арктике мечтали многие ученые, но Шмидт, как было свойственно ему, хотел воплотить мечту в практические дела. Однако нужно было решить самый главный вопрос – как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов?

По этому поводу провели даже анкету среди советских и зарубежных специалистов, в газетах развернулась оживленная дискуссия. Предлагался, например, такой вариант – пробиться на ледоколе как можно дальше на север, а потом отправить к полюсу десяток собачьих упряжек. Самолеты, базируясь на ледоколе, будут сбрасывать отряду продовольствие, а впоследствии смогут совершить посадку на подготовленный в районе полюса аэродром и завезут все необходимое для зимовки.

Предлагали использовать парашютистов для подготовки аэродрома, предлагался также чисто десантный вариант – сбросить на парашютах и оборудование, и зимовщиков…»

ОНИ НЕ БОЯЛИСЬ ИННОВАЦИЙ!

Сын прославленного Чапаева, Аркадий Чапаев, выдвинул и вовсе инновационный проект: высадиться на полюсе не на самолетах, а на новых летательных аппаратах: автожирах или гиропланах. Это – не самолеты, и не вертолеты, а аппараты с тянущим или толкающим воздушным винтом, крылья коим заменяет свободновращающийся большой горизонтальный винт. Изобретенный Хуаном Сиервой в 1922 г., автожир – ныне незаслуженно забытый – способен садиться почти вертикально и взлетать с коротким разбегом. При этом он намного экономичнее вертолета. В СССР 30-х строили опытные гиропланы.

А.Чапаев считал, что автожиры больших размеров – идеальные аппараты для высадки на полюс, больших взлетно-посадочных полос им не надо: сядут и на «пятачке». Однако его предложения не приняли. Большинство все-таки высказывалось за дирижабль. Самолетный вариант обсуждался очень осторожно – вот если бы подготовить вначале аэродром! Продолжим читать Шумилова:
«…Авторитет Руала Амундсена был чрезвычайно высок, все помнили его категорическое предупреждение: "Не летайте вглубь этих ледяных просторов. Вы не найдете там ни одного годного для посадки места – ни единого!"

После многих обсуждений Шмидт поручил разработать проект полюсной экспедиции участнику челюскинской эпопеи, Герою Советского Союза Михаилу Васильевичу Водопьянову. Однако результат оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки родилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Летчик Водопьянов избрал, конечно, самолетный вариант. Читая дневники Нансена и Пири, он пришел к твердому выводу - в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В декабре 1935 года Михаил Васильевич положил рукопись на стол Шмидта, а в 1936 году она уже была опубликована издательством «Молодая гвардия».

Многое в этой книге кажется сейчас наивным… Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением. Только десятки лет спустя мировая авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолета горючим в воздухе, использование тяжелой машины как матки-носителя для самолета-разведчика... Но уже тогда все эти системы разрабатывались и испытывались в знаменитом Особом конструкторском бюро, которым руководил Павел Игнатьевич Гроховский…»

Дополним автора: в то же самое время другой пилот, легенда челюскинской эпопеи и Герой Советского Союза Маврикий Слепнев напечатал в «Известиях» фантастический рассказ «Десант на полюсе», где обосновал именно парашютно-десантный способ покорения Полярного бассейна. Дискуссия между сторонниками посадки самолетов на льдины и «парашютниками» была очень оживленной. На сторону «десантников» стали известнейший парашютист Яков Мошковский, его поддержал полярный пилот А.Д.Алексеев. В итоге чаша весов склонилась в пользу «посадочников» во главе с Водопьяновым.

Как видите, инновационный задор в стране тогда достигал самого высокого накала. Это вам не серое, безжизненное «канцелярское творчество» тех, кто прежде всего хочет освоить деньги и немного «попилить»…

В феврале 1936 года в Кремле состоялось совещание, посвященное будущей экспедиции «Северный полюс-1». Доклад делал начальник Главсевморпути, академик Отто Шмидт. Правительство одобрило план экспедиции – и началась подготовка к беспримерной высадке.

ИНТЕЛЛЕКТ У ВЛАСТИ

Примечательно, что в те годы – в отличие от нынешних – наука была тесно связана с государственным управлением и вполне производственно-коммерческой деятельностью (академик – во главе трассы Северного морского пути, который при этом организует футуристическую научную экспедицию).

То, что нужно доставить четверку полярников на полюс по воздуху, под сомнение не ставилось. Но как? Предлагали даже парашютный десант. Но, в конце концов, остановились на другом: сажать тяжелые самолеты на лед! И командование полярной авиации поручило организацию дела легендарному летчику: Михаилу Водопьянову. Глубокую разведку должны были провести он – и тогда еще молодой штурман, Валентин Аккуратов.

Сталин дал на подготовку уникальной экспедиции один год…

ВСЕ САМОЕ ПЕРЕДОВОЕ – В ДЕЛО!

Задача была архисложной: еще никто в мире до этого не садился на тяжелых самолетах прямо на полярный лед. Самолеты для важной миссии решили строить штучно: на московском авиазаводе № 22. С учетом опыта полетов в Арктике. На завод поехала дневать и ночевать тройка: Водопьянов, Аккуратов и механик Бассейн. Самолеты делали на основе надежной машины Туполева – АНТ-3 или ТБ-3. То были лучшие на тот момент в мире четырехмоторные воздушные корабли.

Как видите, в отличие от РФ, никто не покупал только импортную технику: вытягивали к новым рубежам именно свою, русскую промышленность!

Как вспоминал потом Валентин Аккуратов, продумывали каждую мелочь. Водопьянов, занимаясь летной частью, вместе с инженерами перестраивал самолеты с открытыми кабинами в закрытые «лимузины». Бассейн обеспечивал надежность моторной части, бился над решением проблем подогрева и запуска двигателей в условиях лютой стужи, подбирал инструменты и специальные смазочные масла, формировал обширное бортовое хозяйство тяжелых кораблей. Аккуратов же готовил навигационную часть миссии, оборудовал штурманские рубки для полетов в высоких широтах. Как вы понимаете, нынешних систем спутниковой навигации тогда еще не было…

Было ясно, что в районе Северного полюса на магнитный компас полагаться нельзя. Он безбожно «врет» в высоких широтах. Значит, применим радиомаяки и радионавигацию! Решили поставить маяк на острове Рудольфа, а самолеты – оборудовать радиокомпасами. Причем решили ставить не только имортные (американские, марки «Фэйрчайлд»), но и опытные отечественные. Не забыли при этом и о магнитных компасах, и о солнечных указателях курса инженера Сергеева. А еще ставили гирокомпасы, барометрические высотомеры, оптические визиры, запасы навигационных бомб для определения точной скорости машины. Стал известен состав экспедиции: Иван Папанин, гидробиолог и врач Петр Ширшов, астроном и магнитолог Евгений Федоров. Радистом же назначили аса-коротковолновика и матерого полярника – Эрнста Кренкеля.

Предусмотреть надо было все, что только можно. Запас продовольствия рассчитали на полтора года – 400 кило. Ведь льдина со станцией должна была дрейфовать год – и выйти в Гренландское море. Нужна надежная радиосвязь на аккумуляторах – и в снаряжение включили ветровую электростанцию для их зарядки. Тщательно отобрали научную аппаратуру. Продовольственные продукты для экспедиции разрабатывал Институт питания. Работали, как потом будут работать для космонавтов: часть еды сделали готовой и упаковали в герметичную тару – только разогревай. Многое сделали в виде концентрированных таблеток и кубиков: супы, борщи, компоты, каши и даже куриные котлеты.

Сделали надежную главную – жилую – палатку с надписью «СССР – дрейфующая экспедиция Главсевморпути». Ее подбили гагачьим пухом для теплоизоляции, сделали многослойной. К ней – сработали палатку машинную с основным и запасными моторами внутреннего сгорания по 3 лошадиных силы, палатку гидрологическую с глубинной лебедкой, палатку астрономическо-магнитологическую и еще три палатки-склада. Там – нарты, запас специальной одежды, лодка-клиппербот, резиновые байдарки, шанцевый инструмент, канистры с горючим и т.д. И все, черт возьми, делали сами, стараясь как можно дальше уйти от импортной зависимости!

ГЛЯДЯ В СЕГОДНЯ

Все познается в сравнении. Как видите, при Сталине Полярный проект стал итогом широкой общественной дискуссии – с выбором оптимального варианта воплощения. Более того, и его превратили в локомотив для промышленно-технологического развития России/СССР.

А что теперь? Теперь все делают самым тупым, да еще (дабы тупость не «светить») секретным порядком. Даже не пытаются прибегнуть у коллективному разуму опытных практиков. И все время норовят брать импортное, импортное, импортное!

Как говорится – по мощам и елей. Стоит ли удивлятся тому, что РФ – это провал на провале, потеря – за потерей?



Максим Калашников

http://stalinism.ru/Stalin-i-gosudarstvo/Kak-eto-delalos-pri-Staline.html

Иосиф Виссарионович Сталин

"Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР - в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь, надо признаться, мы еще не все сделали. Здесь еще большое поле работы.
С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм, только на какое-то время. Возникнут национальные группы внутри наций и конфликты. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций.
В целом в будущем развитие пойдет более сложными и даже бешеными путями, повороты будут предельно крутыми. Дело идет к тому, что особенно взбудоражится Восток. Возникнут острые противоречия с Западом.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом."

И. Сталин. Из записи беседы с А.М. Коллонтай, ноябрь 1939 г.

  ВАЖНЫЕ СТАТЬИ
День Рождения Сталина - Праздничные мысли
Великое пророчество Сталина
Андрей Николаев .
О Стране и об отношении к Сталину
Профессор Сергей Лопатников .
Ни один порядочный человек не станет клеветать на другого порядочного человека, пусть даже он его враг. Примером тому - отношение к Сталину его великих современников-противников, современников-врагов, которых он бил без пощады и побеждал и на полях сражений, и в дипломатических баталиях. 

Читайте о Сталине больше
  КТО РУГАЕТ СТАЛИНА?


Кто ругает Сталина? Его не ругают те, кто жил в его время, его не ругают ветераны. А ругает вот это вот среднее поколение, которое не видело, не знает, не имеет понятия... От кого-то слышали, что-то видели, и вот теперь носятся: "Сталин плохой, Сталин сякой, Сталин эдакий"
Не будь "болотом", которое проглатывает всё,
что ему вкладывают в уши!
Читай больше,
Разберись во всём, 
ДУМАЙ САМ!!
Истина открывается думающим

"И до недавнего времени я был ярым антисталинистом. Но сейчас - после нескольких лет изучения доступных документов и аналитических публикаций - пришёл к выводу: всё сказанное об Иосифе Виссарионовиче Джугашвили официальными лицами после его смерти не имеет никакого отношения к реальности - не отражает её ни точно, ни зеркально, ни в каком бы то ни было кривом зеркале.
Его необходимо оценивать - и как частное лицо, и как государственного деятеля - безотносительно к каким бы то ни было официальным и/или учебным текстам. В рамках же анализа сохранившихся документов (и наших, и зарубежных) его роль в истории - как нашей страны, так и всего мира - представляется скорее резко положительной, нежели сколько-нибудь отрицательной".

Политолог Дмитрий Орешкин о Сталине
Какой я был тогда дурак
Умный человек всегда сможет избавиться от пропагандистских вирусов и отличить хорошее от плохого и правду от лжи. Анатолий Вассерман теперь за Сталина.
Имей мужество следовать Истине.

Для Де Голля не имело значения то, что у нас антисталинская кампания. Президент Франции, приехав в Москву, возложил венок на могилу Сталина. Представим, как чувствовали себя эти, так называемые, наши стоящие рядом лидеры, когда высокий, прямой, негнущийся Де Голль стоял на Красной площади у могилы Сталина, держа руку под козырек...
  

Говоря о «разоблачении» Хрущёвым «культа личности» Сталина, Черчилль отмечал: «Хрущёв начал войну   с покойником и проиграл  её».
Эту же войну уже проиграли и те, кто сегодня клевещет на Сталина.


НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
О методах антисталинистов (из Лукьяненко)
Проект "Аудиокниги товарища Сталина" завершил работу над вторым томом Собрания сочинений.
Ученый-историк Гровер Ферр о Хрущевской лжи
О Сталине, русской революции и ультра-националистах (слушая Проханова)
Александр Сатурн .
Пресс-релиз новой акции "Автобус Победы"
Skip to:
Интересные факты о Сталине
Сталин - национальный лидер
Юлия Сыроежкина .
Сталин в Туруханской ссылке
В. Швейцер .
Сталин был величайшей личностью XX века, величайшим политическим гением
Людо Мартенс .
Снижение цен при Сталине: расширение внутреннего рынка
Репрессии? Нет, не слышал!
Ширяков Денис .
Если не по лжи
Александр ДУГИН .
ГУЛАГ говорите? Жить не по лжи?
Иннокентий Сергеев .
Вожди голода
Сергей Тихонов .
Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах
Развитие СССР при Сталине
Сталин: экономика без кризисов
Советский прорыв
Александр Елисеев .
ШОК! Быстро ли строили при Сталине?
Про "Бессмысленные атаки"
Воевали ли солдаты за Сталина: Свидетельства ветеранов
Игорь Коротченко: «Предвоенная политика Сталина была абсолютно адекватной и грамотной»
ИС-2 - танк имени Сталина
Воевали ли солдаты "за Сталина"? Фотографии скажут лучше слов
Великая Победа Великого Народа под руководством Великого Вождя
Предвоенная дипломатическая победа Сталина
Александр Самсонов .
  ПОСЛЕДНЕЕ ВИДЕО
Моя Великая Война (Воспоминания танкиста)
Моя Великая Война (Блокада Ленинграда)
Моя Великая Война (Воспоминания минометчика)
Моя Великая Война (Правда о штрафниках)
Ялтинская конференция февраль 1945 г. Сталин, Рузвельт, Черчилль.
  НОВЫЕ КНИГИ
Краснознаменный Тихоокеанский Флот
И.В. Сталин смеется (Н.Ф. Хохлов)
Сталин и Церковь (П.Победоносцев)
П. Победоносцев .
Великий псевдоним (Вильям Похлебкин)
ИЗ ДНЕВНИКА ПАРТИЗАНСКИХ ПОХОДОВ (С.А.КОВПАК)
Основное правило исторической критики требует судить историческую личность в связи с той обстановкой, в какой он жил и воспитывался, с теми взглядами и понятиями, которые господствовали в его время.
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало разгулу антисталинизма положил на ХХ съезде КПСС Хрущев. Но оказалось, что из всех утверждений «закрытого доклада», напрямую «разоблачающих» Сталина или Берию, нет ни одного правдивого. Как выясняется, в своей речи Хрущев не сказал про Сталина и Берию ничего такого, что оказалось бы правдой. Самая влиятельная речь XX столетия оказалась плодом мошенничества.

Не верь всему, что пишут и говорят по телевизору. Думай сам. Узнай больше

  Избранное по теме
ШЕСТЬДЕСЯТ ОДНА НЕПРАВДА НИКИТЫ ХРУЩЁВА
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Еще один "авторитет" на котором строят свои измышления антисталинисты - Солженицын.
НО ОКАЗАЛОСЬ, что Солженицын никаких документов не видел и не читал, а по своему собственному признанию, "исследовал действительность методом литературного творчества".

Узнай больше
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На параде Победы в 1945-м году маршал Жуков сказал: "Мы победили потому, что нас вел к победе гениальный полководец маршал Советского Союза - Сталин!"

Именно Сталин как верховный главнокомандующий сделал возможной победу в мае 1945 года над гитлеровским фашизмом, победу, благодаря которой мы сейчас живы.

Узнай больше о роли Сталина во Второй Мировой войне

  Избранное по теме
Весь мир должен благодарить Сталина
Анатолий Вассерман .
Генералиссимус
Маршал Дмитрий Язов .
За что сражались наши деды
Кто выиграл войну - Сталин или народ?
Юрий Крупнов .
Полководец Сталин
Почему Запад вытесняет из сознания правду о Второй мировой войне
Ханнес ХOФБАУЭР .
Сталин и Победа
Егор Холмогоров .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Сталине за четверть века, или точнее за 26 лет Советский Союз, несмотря на огромный урон!!!, причиненный его народному хозяйству войной, увеличил промышленное производство более чем в 20 раз, в то время как США, находившиеся в исключительно благоприятных условиях, смогли поднять производство лишь немногим более чем в 2 раза, а в целом промышленность капиталистического мира не дала даже такого прироста.

Сегодня мы живем за счет того, что было построено и создано при Сталине.


Узнай больше о том, как строил экономику Сталин

  Избранное по теме
Развитие СССР при Сталине
Сталинская экономика
Б.Н. Гунько .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 1
Павел Краснов .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 2
Павел Краснов .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 3 Интегральная Система Сталина
Павел Краснов .
Сталинская экономика
Олег Козинкин .
Сталин и коррупция
Александр Трубицын .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нам врут про коллективизацию. В преддверии надвигавшейся угрозы войны Коллективизация страны была необходимым условием создания мощных вооруженных сил.

Без коллективизации 30-х годов не было бы Победы в 1945-м!

Узнай больше о том как проводилась коллективизация и зачем она была нужна

  Избранное по теме
Ложь о голодоморе
Павел Краснов .
Построить невозможное
Павел Краснов .
Сталин и коллективизация
Сергей Миронин .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Патриархи Алексий и Сергий и блаженная Матрона благословили Сталина. Именно Сталин спас Церковь от погрома, проводившегося троцкистами. Именно Сталин отменил указ Ленина "О борьбе с попами и религией". Именно Сталин выделил средства на восстановление Церквей, вернул Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия, помог с выборами Патриарха.

Узнай больше о том, что сделал Сталин для Церкви
  Избранное по теме
Да исправится молитва моя
Владимир Шкляев .
Из мыслей священника о Сталине
Протоирей Дмитрий Дудко .
Сталину удалось сделать то, о чем мечтал Данилевский
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Маршалы Рокоссовский, Жуков, Василевский, Устинов, Баграмян, Головин; Патриархи Сергий, Алексий, Христофор, Архиепископ Лука; ученые Королев, Яковлев, Грабин; Уинстон Черчилль, Шарль Де Голль, Франклин Рузвельт; Анна Ахматова, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Александр Вертинский, Михаил Шолохов, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Ромен Ролан, Лион Фейхтвангер  - лучшие люди нашего времени, лучшие умы - все они глубоко уважали Сталина.

Узнай больше о том, как оценивали Сталина его современники,
те, кто знал правду
  Избранное по теме
Безупречный Воин России
Павел Краснов .
Великий Архитектор
Павел Краснов .
Имя России - Сталин!
Георгий Знаменский .
Максим Мищенко: «Если завтра появится новый Гитлер – мы ответим ему новым Сталиным»
Не в последний раз о Сталине
Владимир Михайлов .
Сталин - национальный лидер
Юлия Сыроежкина .
У Сталина белые крылья и золотой нимб
Александр Проханов .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
На то, чтобы оклеветать Сталина тратятся миллиарды долларов. То плохое, что о нем пишут и говорят, является ложью.

Узнай ЗАЧЕМ и КОМУ ЭТО НУЖНО
  Избранное по теме
«Сталинские репрессии». Навсегда развеянные мифы.
Арсен Мартиросян .
ГУЛАГ: АРХИВЫ ПРОТИВ ЛЖИ
Марио СОУСА .
Здравые рассуждения о массовых репрессиях
Павел Краснов .
Какой я был тогда дурак
Анатолий Вассерман .
О попытке представить палачей «жертвами репрессий»
Леонид Жура .
О тысячах миллионов арестованных
Профессор Сергей Лопатников .
Очищение армии
Игорь Пыхалов .
Репрессии - Виновные и Невиновные
Павел Краснов .

«Чем больше фактов о Сталине и его эпохе узнаешь, тем грандиознее вырисовывается фигура этого Великого Гения.

Для меня сегодня - отношение к Сталину - это критерий ума и честности:
анти-сталинист - это либо малограмотный дурак, либо подлец.
Третьего не дано».


Проф. С. Лопатников

 

  КНОПКА ПРОЕКТА


© 2019 Проект "Правда о Сталине", all rights reserved
О проекте,Пользовательское соглашение,Ссылки, О разработке сайта, Обратная связь,Объявления
Сталин-Главная,Личность Сталина,Правда о репрессиях,Коллективизация, Экономический подъем,Вторая мировая,Сталин и церковь,Разоблачение лжи,Библиотека

Сайт построен на базе системы управления контентом разработанной: ООО «Кибер Технологии». Яндекс.Метрика